среда, 9 июля 2008 г.

Чи потрібна освіта для бізнесу?

Ось знайшов в інтернеті корисну статтю щодо освіти і бізнесу:

О знании и его применении



Есть великолепные стихи одного из крупнейших ученых умов человечества, имама аль-Газали:

«Знания без дел подобны безрассудству,
А дел без знаний вовсе не бывает».

И здесь хороший урок для всех нас.

Что такое «Знания без дел подобны безрассудству»? Это то, что мы видим на каждом шагу, все умничают и советуют, но реально ничего не делают. Это пустые и бесполезные знания, а советы, которые дают эти люди, не что иное, как бессмысленная болтовня.

Сюда же можно отнести тех, кто владеет знаниями, но их не применяет.

Возьмем, например, создание своего бизнеса.

Не задумываясь, я прямо сейчас могу привести примеры людей, у которых вся комната увешена разными дипломами, сертификатами и грамотами, но при этом они так и остались максимум руководителями отделов в средних компаниях.

И точно так же, не задумываясь, я могу привести примеры людей, которые и образования-то особо крутого не имеют, но при этом довольно успешно ведут свой собственный бизнес.

Никто не замечал странный факт? В школе нам всем говорили, что нужно учиться только на отлично, что отличники добьются гораздо больше, чем двоечники. Но, если внимательно посмотреть, то в итоге оказываются, что в большинстве случаев отличники становятся хорошими специалистами, но при этом работают на кого-то другого, при чем часто на тех же двоечников и троечников. А двоечники становятся плохими специалистами, но, парадокс, владельцами бизнеса.

Особенно, это относится к двоечникам и отличникам в институте, потому что в школе человек может быть двоечником просто по причине разгильдяйства. А вот в институте люди уже с более-менее сформировавшимися ценностями и уже имеют определенные ориентиры в жизни, и многие становятся двоечниками вовсе не по причине “ничего не делания”. И те, кто так и продолжает верить в то, что нужно пойти и работать на кого-то, те и дальше тратят свое время на обучение бесполезным предметам. Все мы прекрасно знаем, что учебный план составляется таким образом, чтобы лишь бы его забить чем-нибудь, но никак не чем-нибудь полезным.

А те, кто хочет двигаться в мире бизнеса поступательно вверх, те уже в институте начинают, грубо говоря «шевелиться». И уделяют время получению тех знаний, которые действительно ценны, а что самое главное, практикуют и применяют эти знания. Я, например, лекции каждый семестр писал по одному-двум предметам, а все остальное либо прогуливал, либо сидел просто для галочки, слушая mp3 плеер с лекциями, которые мне реально пригодятся в жизни.

И в то время, когда мои друзья умели раскладывать уравнение в ряды Фурье, я уже начинал проводить довольно крупные для моего тогдашнего возраста финансовые сделки. И учился бизнесу у практиков, а не у книжников. Один из моих наставников говорил мне тогда: «Ринат, ты в 18 лет знаешь то, чего многие не знают в 40»

Только не подумайте, пожалуйста, что я отрицаю учебу. Нет, тем более, что я сам закончил школу с золотой медалью. Я отрицаю получение бесполезных знаний и неприменение имеющихся знаний.

Чем отличается двоечник – владелец бизнеса, от отличника, работающего на кого-то?

Во-первых, направленностью своих мыслей и ориентированностью своих действий. Отличник все время думает о том, как бы больше пятерок иметь в дипломе для того, чтобы потом пойти и успешно устроиться на работу. И он лучше напишет реферат на тему «Как стать владельцем бизнеса», чем пойдет и начнет для этого что-то делать.

Есть такой избитый пример: невозможно научиться ездить на велосипеде, не сев на него. Можно сколько угодно писать рефераты на тему «Техника езды на велосипеде». Но разве от этого начнешь хорошо кататься? Не кажется ли Вам, что очень много людей тратят свою молодость, на написание всяких бессмысленных рефератов и зубрежку бессмысленных наук?

А во-вторых, двоечник понимает, что окружать себя нужно умными людьми, причем ставшими умными в результате практики, но никак не голой теории. А отличнику с самого детства вдалбливают в голову, что это он самый умный. Соревнование мам в вопросе, чей же ребенок самый умный, оно и на детей передается, которые, если не поймут ценность применения знаний, даже став взрослыми, так и продолжают выпендриваться друг перед другом обилием своих никак не примененных знаний.

И даже, если такие отличники начинают создавать свой бизнес, то над ними все еще довлеет мысль, что это они самые умные и лучше них никто эту работу не сделает. В результате они получают команду никуда не годных сотрудников, которые гораздо глупее своего руководителя. А итогом этого становится то, что в голове у подобных людей формируется убежденность: «Хочешь что-то сделать хорошо, сделай это сам». И не о каком делегировании здесь и речи быть не может.

Однажды Генри Форда обвинили в том, что он находится во главе такого крупного автоконцерна, но при этом сам абсолютно ничего не понимает в автомобилях. На что он ответил примерно следующее: «Зачем мне разбираться в этом самому, если сейчас я могу привести десяток инженеров, которые работают на меня и которые ответят на любые ваши вопросы?» Человек просто умел окружать себя умными людьми, создавал на основе этого команду и умел ею управлять.

Помните совет «богатого папы» Роберта Кийосаки: «Одно из самых больших знаний, которое тебе понадобится в жизни, это умение управлять людьми».

Что касается второй части высказывания имама аль-Газали «… дел без знаний вовсе не бывает», то и в этом мы видим великую мудрость.

Учиться нужно обязательно. Но учиться нужно, во-первых, полезным знаниям, а, во-вторых, учиться у практиков. Если ты будешь делать что-то сам, то знаний у тебя будет гораздо больше, чем у того, кто всю жизнь только и делал, что учился на пятерки и писал рефераты.

Я сам видел то, как преподаватель, имеющий степень кандидата технических наук, не мог прокомментировать ответ студента заочника, который работал в этой сфере и делал все на практике, просто потому, что студент рассказал все своими словами, а не так, как написано в учебнике.

А однажды одна девушка, обучающаяся по технической специальности, и у которой в дипломе не было ни одной четверки (отличница), на мой вопрос: «Какой в машине двигатель, синхронный или асинхронный?», - предпочла отшутиться: «Но это же твоя машина, ты должен знать». Кто не знает, в машине вообще двигатель внутреннего сгорания :)

Поэтому учиться бизнесу нужно только у практиков. И мне в этом отношении повезло. Я бы даже сказал, милость свыше. Я учился у людей, которые сами учились, один на педагога, два других на военных летчиков, но при этом руководили довольно крупными фирмами, а на них работали те, кто не умел организовывать команды. А все сертификаты об окончании бизнес школы, не что иное, как пустые бумажки. Результатом обучения бизнесу может быть только реально созданный бизнес. Все остальное – это пустая болтовня.

Научить что-то делать хорошо, может только практик. Однажды к большому ученому, по-моему, к имаму Абу Ханифе, пришел человек, который пожаловался на то, что его сын слишком много ест мед и просил отучить его от этого. Шейх сказал, чтобы они приходили через сорок дней. Спустя это время, когда отец с сыном вновь пришли, он всего лишь сказал мальчику примерно следующее: «Мальчик, не ешь слишком много меда, пренебрегая хлебом». На что возмущенный отец сказал: «И это то, чего мы ждали целых сорок дней?». «Ну, не мог же я, сам большой любитель меда, хорошо объяснить то, чего сам не делал. Я просто сам сорок дней не ел меда», - был ответ шейха.

Конечно, все люди владельцами бизнеса быть не могут. Люди разные и кого-то устраивает и работать на других. Но здесь важный совет для тех, кто создает свою команду. Не обращайте внимания на диплом, берите на работу только тех, у кого есть реальные навыки, а не пустые знания. Иначе, у Вас будет команда, которая может поумничать, порассуждать над тем, как должно быть, и надавать Вам кучу советов, но никак не предпринимать реальных шагов. Билл Гейтс вообще советовал от таких сотрудничков избавляться. Подробно на эту тему я рассказал в своем курсе «Простые уроки создания команды, приносящей Вам доход»

В общем, делая итог этой статьи, давайте еще раз изложим все в тезисах:

  • Получайте только полезные знания. Жизнь слишком коротка, чтобы тратить ее на изучение чего-то бесполезного. Знания как для материального благополучия, так и духовного должны быть только полезными.
  • Применяйте полученные знания на практике, не стойте на месте. Умничать можно всю жизнь.
  • Окружайте себя только умными людьми. От глупых можно научиться только глупости. Сторонитесь пустых разговоров. Глупые умничают, умные делают, глупые умничают о том, как и что делать умным. Круговорот глупости в природе.
  • Требуйте знания от обладающих им, а не от тех, кто делает вид, что этим знанием обладает.
  • Действуйте!

Автор статьи: Ринат Хайруллин
Сайт автора: www.progress4you.com

Комментариев нет: